Форумные ролевые игры, или форумки, онлайновки, FRPG — это ролевые игры, которые проходят на интернет-форуме; вместо личной встречи за столом игроки подключаются к сайту и по очереди оставляют там сообщения со своими репликами и заявками.
Достоинства:
◊ Форумные игры позволяют поиграть вместе людям, которые никогда друг друга не видели и иначе пересечься не имеют возможности.
◊ Форумные игры дают возможность красиво играть людям, которые легко излагают мысли на бумаге, но с трудом изъясняются вслух.
Персонажи
На каждой игре есть свои правила о том, какие персонажи допустимы. Во многом персонажей диктует сеттинг: в игре про львов это могут быть львы и животные саванны; в игре про школу магии — подростки-люди и нелюди; в игре по Голливуду — люди-работники киноиндустрии… Правила форума обычно оговаривают выбор рас (или видов), силу, социальное положение и экзотичность персонажей. Игра может разрешать играть за нескольких персонажей, ограничивать это усмотрением админов или запрещать. Поскольку форумки обычно создаются на движках без специальных игровых функций, каждому персонажу соответствует отдельный аккаунт.
◊ Если игра идёт по произведению, то админы могут задать разную политику в отношении канонических (присутствующих в оригинале прегенерейтов) и неканонических (созданных игроками) персонажей. Канонические роли могут быть зарезервированы для администрации и заслуженных игроков, могут раздаваться в акциях, а могут быть единственными допустимыми персонажами в игре (чтобы гарантированно отсечь ситуацию «мы играем в Шерлока Холмса, а партия состоит из слепого дварфа, три-крина, обычной японской школьницы и капитана космолёта»). Однако в большинстве игр созданные игроками неканоны приветствуются и составляют значительную часть персонажей.
◊ Лист персонажа называется «анкетой», поскольку оформляется по данной админами форме (для разных рас или типов персонажей могут быть разные анкеты). Админы проверяют анкету и могут запросить уточнения, а могут сразу утвердить персонажа к игре.
◊ Кроме анкеты, у персонажа может быть «семья» — тема в специальном разделе, где подбираются его отношения с другими уже существующими персонажами. Это позволяет начать сразу участником текущих событий, а не быть пришельцем со стороны. Тема семьи оформляется на своё усмотрение. Обычно игрок перечисляет отношения персонажа, положенные по квенте и прошедшим событиям, и открытые позиции как родства, так и дружбы и вражды. Позиции могут быть помечены различным образом — «срочно нужно», «нужно столько-то», «приём закрыт», «понадобится в будущем», «только для членов моей стаи»… Если другой игрок хочет предложить своего персонажа в «семью», он отписывается в теме. Частое сообщение для этого — «Куда?» (создатель темы тогда должен ответить, кем бы он хотел видеть предложенного персонажа). Однако это короткое сообщение может считаться неэтичным, о чём тогда предупреждают в самой теме. Некоторые игроки обязательно требуют хотя бы одной сцены отыгрыша, чтобы записать новое отношение в «семью».
Развитие персонажа
Поскольку игра обычно идёт без чёткой системы, развитие персонажа часто сводится к его сюжетным достижениям — приходу к власти, завязыванию отношений, реализации мести… В форумках, где важную роль играют способности или сражения, у персонажа со временем может пополняться арсенал и увеличиваться силы. Если в сюжете игры важную роль играет взросление и обретение семьи (как часто бывает в играх про животных и по подростковым произведениям), то развитие персонажа может заключаться во взрослении. Заявки на взросление отписываются в отдельной теме для координации, чтобы персонажи-ровесники не обгоняли друг друга и никто не взрослел слишком резко.
NPC
Как правило, NPC в игре не участвуют или занимают совсем непримечательную роль, например продавца в магазине. Все роли важных персонажей, в том числе злодеев, лидеров гильдий и кланов, наставников, воришек, исполняют живые игроки. Однако иногда важные или интересные NPC существуют в виде отдельных аккаунтов или отыгрываются мастером. Примеры моделей, как могут быть организованы NPC:
Каждый игрок имеет право создать одного или нескольких NPC, связанных с его персонажем, и перечислить их в анкете. В сценах со своим персонажем игрок может отписывать действия подходящих NPC или даже отписываться за них отдельно в других локациях — например, если персонаж послал NPC выполнить поручение.
Каждый игрок имеет право зарегистрировать аккаунт NPC или несколько, описав его по сокращённой анкете. В отличие от обычного персонажа, NPC не обязан всё время находиться на какой-либо локации (его перемещения не отслеживаются). Он появляется только тогда и в тех ситуациях, когда это интересно.
Администраторы создают несколько важных для сюжета NPC, описывают их в отдельной теме и открывают пароль от них. Любой игрок может зайти и отписаться за NPC там и тогда, когда это будет интересно.
Администраторы создают аккаунты нужных NPC или просто аккаунт Мастера Игры, с которого отписываются в ситуациях, где требуется NPC.
◊ NPC бывают коллективные или универсальные — например, «Монстры», «Фейсхаггер», «Гильдия магов», «Волковы». Такие NPC могут выполнять роль как одного персонажа, так и целой группы. Подобные NPC могут сразу находиться на многих игровых локациях, потому что олицетворяют там разных персонажей.
Существует метод оживления игры с помощью NPC: если кажется, что действия на какой-либо локации зашли в тупик и игроки не могут придумать, что интересного отыграть, то мастер или сторонний игрок (в зависимости от правил ролёвки) может ввести в действие NPC и резко менять ситуацию.
Администрирование и вождение
Обычно администраторы выполняют роль не мастеров, ведущих каждое приключение, а координаторов, направляющих игру в целом (и играющих своим персонажем наравне с другими). В обязанности администратора входит написание и обновление правил, проверка новых анкет, популяризация форума и проверка взаимности чужих реклам, поддержание порядка. Обычно только администраторы имеют право создавать игровые локации (за исключением персональных жилищ персонажей, которые на некоторых форумах может создать любой). Только администраторы могут обновлять заглавное сообщение форума, где находится «погода» — текущее время суток и года, нынешние условия среды.
Чтобы управлять ходом игры, администраторы создают акции, предлагающие игрокам интересных и нужных для сюжета персонажей, и объявляют квесты — события с участием NPC или мастера, сулящие награду и развитие глобального сюжета. Первоначальная раскрутка игры и восстановление активности в случае её утихания тоже лежит на администраторах. Кроме акций и квестов, увеличению активности служит взаимная реклама на других форумах, обновление дизайна и технических возможностей, награды, мероприятия, приглашение друзей (если надо — имитация активного сообщества с помощью «мультов», то есть альтернативных аккаунтов, так как активный форум скорее привлечёт новых игроков). В крайнем случае устраивается переезд — смена доменного имени и дизайна форума с очищением базы данных. Это обновляет впечатления игроков, заявляет о готовности администраторов трудиться на благо форума (раз они были готовы провернуть такую сложную вещь как переезд со сменой дизайна), позволяет рекламировать форум как новый, возрождённый.
◊ Существуют форумки, где участие мастера обязательно или желательно. Однако эта роль не всегда совпадает с администрацией. Например, проявившим себя игрокам могут быть предоставлены локации, в которых они должны или могут выполнять роль мастера. На некоторых форумках любой игрок может создавать квесты или локации.
Локации и эпизоды
Есть две модели общего мира: локационная и эпизодическая.
◊ В локационной модели мир представлен локациями (темами), обычно разбитыми на несколько местностей (разделов). Каждый персонаж может находиться не больше чем в одной локации и всегда находится хотя бы в одной. Большая часть локаций обычно создаётся при создании форума админами (хотя на многих форумах разрешено делать жилища — личные локации персонажей). Каждый может прочитать всё, что происходило на локации со старта форума до текущего момента.
◊ В эпизодической модели каждая тема — это сюжетная сцена, не ограниченная одной локацией локации. Эпизоды подобны главам книги или собственно эпизодам сериалов. Персонаж может находиться сразу в нескольких эпизодах, даже если все они олицетворяют настоящее время (считается, что в реальном времени игры события всё равно происходят один за другим). Однако эпизоды могут происходит и в прошлом («флэшбэки»), и в будущем («фастфорварды»). В последнем случае события настоящего не обязаны двигаться к отыгранным фастфорвардам: если они приводят историю в другое русло, то эпизоды из будущего просто считаются альтернативным будущем, которое не случилось.
◊ У этих подходов есть свои преимущества и недостатки. Однако они не взаимоисключающи: например, флэшбеки часто разрешены даже на играх, где всё остальное действие происходит в локациях.